Попробуйте на досуге поставить очень простой поисковый эксперимент — погуглите картинки по запросам «чай пиктограмма» или «tea pictogram». В полученной поисковой выдаче будут и чайники, и чашки — но чашек будет намного больше. Часто из этих чашек будет свисать хвост чайного пакетика или к ним будут пририсованы чайные листочки, чтобы было точно понятно, что на картинке изображен именно чай. Но будут попадаться и просто чашки, которые и поисковик и большая часть людей, общающихся на русском или английском языках, четко проассоциирует с чаем. С китайским запросом 計算機圖標茶 все будет чуточку сложнее, в поисковой выдаче по этому запросу чашки будут доминировать не так сильно — но их тоже будет больше, чем листочков, иероглифов и чайников.
На первый взгляд такой символьный перекос в сторону чашек выглядит странным. Ну потому что на этот же самый первый взгляд гораздо более однозначным и выразительным символом чая является чайник. Классический такой, как знаменитый чайник из Юты — с носиком, с ручкой, крышечкой с пимпочкой и явно керамический. Чайники опознаются даже совершенно далекими от чая людьми в далеких от чая странах. В них заваривается чай. Они являются самостоятельным и развитым арт-объектом. Их чаще коллекционируют и тщательнее берегут. Их внимательнее выбирают — хотя бы потому, что чайники дороже и, если не возникает никакого форс-мажора, служат дольше. Да и вообще, чайник — это отец чая.
Но символом чая все равно является чашка. Потому что если чайник — это отец чая, то чашка — это сам чай. И дело тут не только в том, что пить чай без чашки гораздо сложнее, чем заваривать чай без чайника. И не в том, что к чайнику мы прикасаемся руками, а к чашке — губами. А в том, что чашка влияет на удовольствие от чаепития гораздо больше, чем чайник. Так что к выбору чашек тоже есть смысл относиться ответственно.
Конечно, никто и никогда не отменит чашечного субъективизма и чашечной индивидуальности. У разных людей даже размер рук разный — и одна чашка такими разнорукими людьми будет восприниматься по-разному чисто эргономически. Люди по-разному воспринимают разные материалы. Одним нравится теплая и чуть шершавая глина без глазури, другим — до лабораторности нейтральное и прохладное стекло, третьим — естественный и невесомый фарфор. А ведь есть еще и совсем пижонские варианты, типа серебра или золота (ну или хотя бы позолоты) — и из таких чашек тоже можно пить чай.
Мало того, на рынке постоянно появляется новая посуда. Помните, как манила стеклянная двустенная посуда, когда она только появилась? А относительно недавние шестиугольные стеклянные пиалки, подчеркнуто корявые и неровные? Или эксперименты крафтовых керамистов с разными глазурями? Все это непременно нужно проверять и пробовать. Даже если новинка вам не понравится, познакомиться с ней интересно. И полезно — потому что это опыт.
Ну и, конечно, не нужно забывать про привыкание. Если долго пить чай из одной чашки или из чашек одного типа, то ее просто перестаешь замечать. К ней, если можно так выразиться, тело привыкает. Как к стабильной воде, например. Такое привыкание — крайне интересная штука с богатым сюрпризным потенциалом. Переход от привычной посуды к непривычной может быть и крайне дискомфортным и, наоборот, очень ярким и позитивным. Тут не угадаешь.
Короче говоря, может возникнуть ощущение, что при выборе чашки для чая нет вообще никаких правил — есть только собственные предпочтения и собственный опыт (крайности типа посуды с собственным вкусом или ароматом я, конечно, в расчет не беру). Это, однако, заблуждение. Одно четкое правило выбора посуды все-таки есть. И проистекает оно из специфики распространения аромата чая.
Мы ощущаем аромат чая потому, что молекулы самых разных летучих веществ попадают на рецепторы в нашем носу. Ручек, ножек и крылышек у этих молекул нет — поэтому добраться до рецепторов в носу им не очень просто. Конечно, можно им помочь. Например, опустив нос поближе к чашке. Или даже засунув кончик носа в вэнсянбэй (обратите, кстати, внимание, что такие чайные пары не то чтобы ушли из обихода, но явно стали использоваться заметно реже, чем в не очень далеком прошлом). Но гораздо лучше, если ароматические молекулы с поверхности чая в чашке будут улетучиваться как можно более интенсивно.
Естественным носителем этих молекул является водяной пар, поднимающийся над чашкой с чаем. Чем больше площадь поверхности чашки, тем интенсивнее будет идти испарение жидкости с этой поверхности. То есть пара над такой чашкой будет больше. А значит и чай в ней будет ароматнее. Все очень просто — это элементарная физика.
От которой можно не менее элементарно перейти к конкретной посуде. Разделив обобщенное «чашки» на четыре типа чайной посуды. Стаканы, кружки, чашки и пиалы. Чашки и кружки с ручками. Стаканы и пиалы — без ручек. В пиалах и чашках площадь поверхности чая велика относительно высоты посуды. Ну то есть они шире, чем выше. В стаканах и кружках площадь поверхности чая мала относительно высоты посуды. Ну то есть они выше, чем шире.
Благодаря большей площади поверхности чай в чашках или пиалах при прочих равных условиях пахнет сильнее, чем чай в стаканах или кружках. И вытекающее из этой элементарной физики чайное посудное правило тоже элементарно.
Если вам не очень важен аромат чая — можете пить чай из стакана или кружки. Если же вам важен аромат чая — выбирайте пиалу или чашку.
Существуют чаи, достаточно безразличные к чайной посуде. Например, крепкий турецкий. Или разные вариации на тему масала-чая — с молоком и пряностями. Эти чаи отлично пьются из стаканов и стаканчиков — их яркому аромату все равно. Существуют ситуации, когда кружки и стаканы удобнее чашек — в том же офисе за компьютером.
Но если речь идет о хорошем чае с интересным ароматом, то оптимальной посудой для него будет пиала или чашка.
Автор статьи Денис Шумаков.
Главный судья Tea Masters Cup International 2014 (Турция), 2016 (Южная Корея), 2017 (Китай). PR-директор компании «Бирюзовый чай» (2004-2018). Человек 2013 года в чайной индустрии России. Автор проекта teatips.ru. Ведущий программ о чае на телеканале «Еда». Бренд-советник проекта FuzeTea по восточной и центральной Европе (2018-2020). http://blog.teatips.ru/portfolio/