Чайная в Москве Tea108 м. Китай-Город, Покровка 2/1с2 
Запись на чайную церемонию и чаепитие 
+7 916 905 28 51

Площадь поверхности

 

Попробуйте на досуге поставить очень простой поисковый эксперимент — погуглите картинки по запросам «чай пиктограмма» или «tea pictogram». В полученной поисковой выдаче будут и чайники, и чашки — но чашек будет намного больше. Часто из этих чашек будет свисать хвост чайного пакетика или к ним будут пририсованы чайные листочки, чтобы было точно понятно, что на картинке изображен именно чай. Но будут попадаться и просто чашки, которые и поисковик и большая часть людей, общающихся на русском или английском языках, четко проассоциирует с чаем. С китайским запросом 計算機圖標茶 все будет чуточку сложнее, в поисковой выдаче по этому запросу чашки будут доминировать не так сильно — но их тоже будет больше, чем листочков, иероглифов и чайников.

 

На первый взгляд такой символьный перекос в сторону чашек выглядит странным. Ну потому что на этот же самый первый взгляд гораздо более однозначным и выразительным символом чая является чайник. Классический такой, как знаменитый чайник из Юты — с носиком, с ручкой, крышечкой с пимпочкой и явно керамический. Чайники опознаются даже совершенно далекими от чая людьми в далеких от чая странах. В них заваривается чай. Они являются самостоятельным и развитым арт-объектом. Их чаще коллекционируют и тщательнее берегут. Их внимательнее выбирают — хотя бы потому, что чайники дороже и, если не возникает никакого форс-мажора, служат дольше. Да и вообще, чайник — это отец чая.

 

 

Но символом чая все равно является чашка. Потому что если чайник — это отец чая, то чашка — это сам чай. И дело тут не только в том, что пить чай без чашки гораздо сложнее, чем заваривать чай без чайника. И не в том, что к чайнику мы прикасаемся руками, а к чашке — губами. А в том, что чашка влияет на удовольствие от чаепития гораздо больше, чем чайник. Так что к выбору чашек тоже есть смысл относиться ответственно.

 

Конечно, никто и никогда не отменит чашечного субъективизма и чашечной индивидуальности. У разных людей даже размер рук разный — и одна чашка такими разнорукими людьми будет восприниматься по-разному чисто эргономически. Люди по-разному воспринимают разные материалы. Одним нравится теплая и чуть шершавая глина без глазури, другим — до лабораторности нейтральное и прохладное стекло, третьим — естественный и невесомый фарфор. А ведь есть еще и совсем пижонские варианты, типа серебра или золота (ну или хотя бы позолоты) — и из таких чашек тоже можно пить чай.

 

Мало того, на рынке постоянно появляется новая посуда. Помните, как манила стеклянная двустенная посуда, когда она только появилась? А относительно недавние шестиугольные стеклянные пиалки, подчеркнуто корявые и неровные? Или эксперименты крафтовых керамистов с разными глазурями? Все это непременно нужно проверять и пробовать. Даже если новинка вам не понравится, познакомиться с ней интересно. И полезно — потому что это опыт.

 

Введите текст…

 

Ну и, конечно, не нужно забывать про привыкание. Если долго пить чай из одной чашки или из чашек одного типа, то ее просто перестаешь замечать. К ней, если можно так выразиться, тело привыкает. Как к стабильной воде, например. Такое привыкание — крайне интересная штука с богатым сюрпризным потенциалом. Переход от привычной посуды к непривычной может быть и крайне дискомфортным и, наоборот, очень ярким и позитивным. Тут не угадаешь.

 

Короче говоря, может возникнуть ощущение, что при выборе чашки для чая нет вообще никаких правил — есть только собственные предпочтения и собственный опыт (крайности типа посуды с собственным вкусом или ароматом я, конечно, в расчет не беру). Это, однако, заблуждение. Одно четкое правило выбора посуды все-таки есть. И проистекает оно из специфики распространения аромата чая.

 

Мы ощущаем аромат чая потому, что молекулы самых разных летучих веществ попадают на рецепторы в нашем носу. Ручек, ножек и крылышек у этих молекул нет — поэтому добраться до рецепторов в носу им не очень просто. Конечно, можно им помочь. Например, опустив нос поближе к чашке. Или даже засунув кончик носа в вэнсянбэй (обратите, кстати, внимание, что такие чайные пары не то чтобы ушли из обихода, но явно стали использоваться заметно реже, чем в не очень далеком прошлом). Но гораздо лучше, если ароматические молекулы с поверхности чая в чашке будут улетучиваться как можно более интенсивно.

 

 

Естественным носителем этих молекул является водяной пар, поднимающийся над чашкой с чаем. Чем больше площадь поверхности чашки, тем интенсивнее будет идти испарение жидкости с этой поверхности. То есть пара над такой чашкой будет больше. А значит и чай в ней будет ароматнее. Все очень просто — это элементарная физика.

 

От которой можно не менее элементарно перейти к конкретной посуде. Разделив обобщенное «чашки» на четыре типа чайной посуды. Стаканы, кружки, чашки и пиалы. Чашки и кружки с ручками. Стаканы и пиалы — без ручек. В пиалах и чашках площадь поверхности чая велика относительно высоты посуды. Ну то есть они шире, чем выше. В стаканах и кружках площадь поверхности чая мала относительно высоты посуды. Ну то есть они выше, чем шире.

Благодаря большей площади поверхности чай в чашках или пиалах при прочих равных условиях пахнет сильнее, чем чай в стаканах или кружках. И вытекающее из этой элементарной физики чайное посудное правило тоже элементарно.

 

 

Если вам не очень важен аромат чая — можете пить чай из стакана или кружки. Если же вам важен аромат чая — выбирайте пиалу или чашку.

 

Существуют чаи, достаточно безразличные к чайной посуде. Например, крепкий турецкий. Или разные вариации на тему масала-чая — с молоком и пряностями. Эти чаи отлично пьются из стаканов и стаканчиков — их яркому аромату все равно. Существуют ситуации, когда кружки и стаканы удобнее чашек — в том же офисе за компьютером.

 

Но если речь идет о хорошем чае с интересным ароматом, то оптимальной посудой для него будет пиала или чашка.

 

 

 

Автор статьи Денис Шумаков. 

 

Главный судья Tea Masters Cup International 2014 (Турция), 2016 (Южная Корея), 2017 (Китай). PR-директор компании «Бирюзовый чай» (2004-2018). Человек 2013 года в чайной индустрии России. Автор проекта teatips.ru. Ведущий программ о чае на телеканале «Еда». Бренд-советник проекта FuzeTea по восточной и центральной Европе (2018-2020). http://blog.teatips.ru/portfolio/

ПОСУДА И УТВАРЬ