Чайная в Москве Tea108 м. Китай-Город, Покровка 2/1с2 
Запись на чайную церемонию и чаепитие 
+7 916 905 28 51

Ци Хун Мао Фэн и задачи на перспективу

 

Ци Хун Мао Фэн, он же Цимэнь Хунча, он же Кимун (Keemun) — это, конечно, легендарный чай. Причем легендарный не в том смысле, что связанные с ним факты и истории сложно проверить, но легко превратить в маркетинговые байки. А легендарный в исходном смысле этого слова — его вклад в мировую потребительскую чайную культуру сложно переоценить.

 

В одном из предыдущих материалов я рассказывал о связи довольно известного на европейских рынках чайного купажа «Русский караван» с Сяо Чжунами. Но легкая подкопченость — это только один из стилей «Русских караванов». Стиль, скажем так, немного лобовой и попсовый, который используется в тех случаях, когда надо сделать простой и понятный для потребителя чай с заменой маркерной нотой. Но «Русский караван», во-первых, не имеет конкретного рецепта и, во-вторых, имеет раздваивающуюся маркетинговую легенду. Согласно которой он является и чаем, путешествующим через Сибирь, и чаем, который пила русская аристократия. Копчености в этот купаж добавляют того, когда хотят подчеркнуть сибирскую и караванную тему. Это происходит гораздо чаще, поэтому почти все «Русские караваны» на рынке похожи на Сяо Чжуны. Но иногда — на моей памяти это случалось всего несколько раз, точно меньше пяти — купажисты решают отработать тему аристократическую. И тогда основой «Русского каравана» становится Ци Хун. Совершенно обоснованно — более аристократичный красный-черный чай из тех, что присутствуют на более или менее массовом рынке, придумать сложно.

 

 

Впрочем, это история из прошлого. А у Ци Хун Мао Фэна есть и истории из настоящего. Несколько лет назад в Китае была сформулирована концепция трех самых ароматных черных чаев в мире. Так как эта концепция подразумевает активное международное сотрудничество и общение на английском языке, наши китайское коллеги для обозначения хунча использую термин Black Tea.

 

К трем самым ароматным черным чаям в мире согласно этой концепции относятся цейлонский чай из агроклиматического региона Ува (Uva) грейда Pekoe (именно в нем специфическая региональная нота белых цветов проявляется лучше всего), индийский Дарджилинг второго сбора с пометкой Muscatel (его делают из побитого насекомыми чайного листа, примерно как Восточную Красавицу — и в нем нем действительно есть нотки мускатного вина) и Ци Хун Мао Фэн, в аромате которого авторы концепции рекомендуют обратить особое внимание на цветочно-медовые тона.

 

О том, насколько концепция трех самых ароматных черных чаев близка к истинному положению дел с чайными ароматами, можно спорить до бесконечности. Но смею вас заверить — если вам удастся собрать на одном чайном столе три перечисленных выше чая хорошего качества, вы получите массу удовольствия. Рекомендую добавить такую дегустацию в список новогодних или еще каких желаний. Нужные индийский и цейлонский чаи, кстати, найти будет сложнее, чем китайский — потому что китайский вы знаете, где взять…

 

 

Короче говоря, если к Ци Хун Мао Фэну относиться сообразно его легендарности, то его не заваривать и пить нужно, а закатывать под стекло, вешать в рамочку на стену — и любоваться. К счастью, в добавок ко всем своим достоинствам, Ци Хун Мао Фэн обладает еще одним и чисто чайным свойством. Он более или менее доступен. Что позволяет относиться к этому чаю уважительно, но вполне рационально.

 

Когда я рассказывал о том, как сочетать чай с рыбой и морепродуктами, я уже касался Ци Хуна своими рациональными руками — он, только под названием Кимун, отлично вписывается в популярные в Великобритании темы пальчиковых сэндвичей с творожным сыром и рыбой. Которые, конечно, можно запросто перенести на нашу щедрую почву, заменив худосочные английские сэндвичи нормальными такими бутербродами на белом хлебе с жирным творогом и красной рыбой. И запивать их нужно, конечно же, Ци Хун Мао Фэном. И о том, что Ци Хун Мао Фэн хорошо сочетается с разными мощными сладостями, отчасти компенсируя их настырность своей строгой суховатостью, я тоже уже писал.

 

 

Ну а сегодня я хочу сказать несколько слов еще об одной гастрономической теме, в которой Ци Хун Мао Фэн проявляет себя просто великолепно. Это тема горьких апельсинов. Или померанцев, если угодно.

 

Ци Хун Мао Фэн шикарно ароматизируется флердоранжем, причем как в каноническом, так и в современном варианте этого слова. В каноническом смысле флердоранж — это лепестки цветков померанца, горького апельсина, того самого цветущая веточка которого украшает иногда наряд невесты в некоторых европейских странах. И в честь которого назван Ораниенбаум. Сейчас «померанцевость» флердоранжа несколько размылась и этим словом обычно называют лепестки обычного апельсинового дерева. С чайной точки зрения эта разница не важна.

 

На нашем рынке более или менее просто можно отыскать иранский флердоранж — и я рекомендую это сделать. Это отличная штука для добавления в красный чай. В том числе и в Ци Хун Мао Фэн. Уж очень хорошо в его медово-цветочно-пряно-древесный характер вписывается тон строгих цитрусов.

 

 

Если же идея добавления в хороший чай даже такой чудесной штуки, какой является флердоранж, противоречит вашим нравственным императивам, то отработайте померанцевую тему немного другим способом.

 

Найдите померанцевый конфитюр, джем или варенье. Но лучше всего конфитюр — он, обычно, получается самым горьким, а тут нужна именно цитрусовая горечь. Заварите Ци Хун Мао Фэн любым удобным вам способом, но лучше — настаиванием и в достаточно большом количестве, чтобы чая получилось что-то около 300 миллилитров. Отрежьте полный ломоть от буханки свежего белого хлеба. Намажьте этот ломоть сливочным маслом. И сверху, по маслу — не очень толстым, но и не сиротским слоем — померанцевый конфитюр.

 

И съешьте этот пижонский бутерброд, запивая его прекрасным чаем… Как там профессор Преображенский говорил устами актера Евстигнеева? «Если вы мне скажете, что это плохо, вы мой кровный враг на всю жизнь».

 

Ци Хун Мао Фэн

 

 

 

Автор статьи Денис Шумаков. 

 

Главный судья Tea Masters Cup International 2014 (Турция), 2016 (Южная Корея), 2017 (Китай). PR-директор компании «Бирюзовый чай» (2004-2018). Человек 2013 года в чайной индустрии России. Автор проекта teatips.ru. Ведущий программ о чае на телеканале «Еда». Бренд-советник проекта FuzeTea по восточной и центральной Европе (2018-2020). http://blog.teatips.ru/portfolio/